Цветовой тест отношений инструкция

Методика «Цветовой тест отношений». (Тест А. И. Лутошкин)

Цель: Изучение эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Оборудование: Набор цветовых стимулов из восьми цветового теста М. Люшера, раскладываются на белом фоне в случайном порядке.

Описание теста:

При разработке ЦТО использован набор цветовых стимулов из восьми цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два смешанных тона (фиолетовый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартным набором цветов.

Инструкция к выполнению: Ребенку нужно будет подобрать к каждому из людей и понятий, которые будут зачитываться, подходящие на его взгляд, цвета. Выбранные цвета могут повторяться. Цвета должны подбираться в соответствии с личным восприятием, а не по их внешнему виду.

Процедура обследования:

Этапы:

  1. Составление списка лиц, а также понятий, имеющих для ребенка существенное значение.

2. Перед ребенком раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем исследователь просит ребенка подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов исследователь разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.

Тест имеет два варианта проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от ребенка требуется подобрать к каждому лицу или понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте ребенок ранжирует все восемь цветов в порядке соответствия их понятию или лицу, от «самого похожего, подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Краткий вариант ЦТО предназначен для задач экспресс – диагностики, полный вариант — для исследовательских целей.

3. После завершения ассоциативной процедуры ребенок ранжирует цвета в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого», приятного для глаза, и кончая самым «некрасивым», неприятным.

Интерпретация результатов теста осуществляется в два этапа: а) сопоставление цветов, ассоциируемых с определенным понятием, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию ребенок относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен своим отношением к нему. И, наоборот, если с понятием или лицом ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, испытуемый относится к нему негативно, эмоционально его отвергает. Формальным показателем этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может меняться от 1 до 8. В полном варианте соответствующий показатель может быть рассчитан как коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ассоциативной раскладкой и раскладкой по предпочтению;

б) интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе чего может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.

Таким образом, ЦТО основывается на двух исходных положениях:

Первое — каждый из испытуемых цветовых стимулов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением;

Второе — существует закономерность переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются.

Применение данного теста прежде всего требует изучения эмоциональных значений используемых цветов. Каждый из цветов ЦТ обладает собственным, ясно определенным эмоционально-личностным значением.

Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО

1. Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.

2. Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.

3. Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.

4. Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.

5. Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

6. Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.

7. Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.

8. Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, не самостоятельный, слабый, пассивный.

Методика «Кактус»    графическая методика М.А. Панфиловой.

Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение                             2. размер рисунка

3. характеристики линий                                         4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация.
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

  1. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:

• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.

темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.

• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.

лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.

• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.

светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.

• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.

Проективная техника – методики тесты рисунки проекции ↓

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.

Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210х297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция к тесту

Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т.д. При этом цвета могут повторяться, т.е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка и интерпретация результатов теста

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

  • Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
  • Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
  • Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
  • Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
  • Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
  • Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
  • Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
  • Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

  • Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
  • Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
  • Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
  • Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
  • Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым, относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.
  • Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
  • Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
  • Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.41-42.

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

  • Цветовой тест М. Люшера
  • Психодиагностический комплекс графических тестов «Свободный рисунок», «Картина мира», «Авторпортрет»
  • Классификация проективных методик
  • Оценка проведения рисуночных методик
  • Тест «несуществующее животное»
  • Методика «Семейная социограмма»
  • Проективная методика «Игровая комната»
  • Тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом (The Color-A-Person body dissatisfaction Test, CAPT)
  • Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
  • Цветовой тест М. Люшера

Цветовой тест отношений (цто) м. Эткинда

Обзор

Проективная
методика «Цветовой тест отношений»представляет
собой невербальный компактный
диагностический прием, отражающий как
сознательный, так и частично неосознаваемый
уровень отношений человека.

Теоретическую
основу методики составляет концепция
отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г.
Ананьева об образной природе психических
структур любого уровня и представления
А. Н. Леонтьева о чувственной ткани
смысловых образований личности.

Методической
основой ЦТО является цветоассоциативный
эксперимент, идея и процедуры которого
были разработаны автором. Он базируется
на предположении о том, что существенные
характеристики невербальных компонентов
отношений к значимым другим – и к самому
себе отражаются в цветовых ассоциациях.
Цветовая сенсорика весьма тесно связана
с эмоциональной жизнью личности. Эта
связь, подтвержденная во многих
экспериментальных психологических
исследованиях, давно используется в
ряде психодиагностических методов.

При разработке
ЦТО был использован набор цветов из
восьмицветового теста М. Люшера (см.
HYPERLINK
«file:///C:\\DOCUME~1\\СЕРГЕЙ\\LOCALS~1\\TEMP\\GLOSSARY.CACHE\\METHODS\\1209\\1209_1.htm»
Люшера цвета
выбора тест
). Этот набор
отличается достаточной компактностью,
удобен в применении. При относительно
небольшом количестве стимулов в нем
представлены основные цвета спектра
(синий, зеленый, красный и желтый), два
смешанных цвета (сиреневый и коричневый)
и два ахроматических цвета (черный и
серый).

Процедура
тестирования достаточно проста и
заключается в необходимости для
испытуемого подобрать к каждому из
людей и понятий подходящие цвета. ЦТО
имеет краткий и полный вариант проведения,
различающиеся по способу извлечения
цветовых ассоциаций.

Разработка
интерпретации и исследование валидности
включали три этапа:

1) Доказательство
того, что каждый из используемых цветов
обладает определенным и устойчивым
эмоциональным значением, и описание
этих значений;

2) Изучение
закономерностей переноса эмоциональных
значений цветов на стимулы, с которыми
они ассоциируются;

3) Опыт применения
ЦТО в различных клинических ситуациях.

Для оценки
конвергентной валидности ЦТО разработчики
методики рассчитали коэффициенты
корреляции между характеристиками
одних и тех же отношений (показателями
самоуважения и удовлетворенности
отношениями с женой), полученными с
помощью ЦТО и методики Лири. Коэффициенты
корреляции между ними составляют: 0,38
для самоуважения и 0,56 для удовлетворенности
отношениями с женой (оба значимы с р <
0,05).

Эмоционально-личностное
значение цветов оценивалось по шкалам
личностного дифференциала. Количественная
оценка этого была дана путем вычисления
коэффициента корреляции между матрицей
семантических расстояний цветов и
стереотипов и матрицей средних рангов
цветов в ассоциациях к этим же стереотипам.
Вычисленный с учетом одного только
фактора оценки этот коэффициент равен
0,60, а с учетом всех трех факторов
личностного дифференциала он оказывается
еще выше: 0,69 (в обоих случаях р < 0,01).

В целом, вся
совокупность многочисленных
экспериментальных данных свидетельствует
о валидности ЦТО как метода исследования
эмоциональных компонентов отношений
личности (как в норме, так и при
нервнопсихических заболеваниях).

Весьма существенной
особенностью ЦТО является экономичность,
проявляющаяся в малом объеме временных
затрат на его проведение и интерпретацию.
Это открывает широкие возможности для
применения этого метода при решении
задач экспресс-диагностики в условиях
массовых психопрофилактических
обследований, профессионального отбора
и т.д. По мнению автора, практический
опыт использования методики позволяет
характеризовать ЦТО, во многих случаях,
и как единственный экспериментальный
метод, пригодный для применения в
условиях детской клиники.

Получаемая с
помощью ЦТО информация является
несомненно полезной в психотерапевтической
практике, где она может быть прямо
использована для ориентации индивидуальной,
групповой и семейной психокоррекционной
работы.

HYPERLINK
«file:///C:\\DOCUME~1\\СЕРГЕЙ\\LOCALS~1\\TEMP\\GLOSSARY.CACHE\\METHODS\\1124\\1124_5.htm»
Инструкция

Особенности
проведения тестирования:

Проведение ЦТО
осуществляется в следующем порядке:

1. Психолог в
контакте с испытуемым составляет список
лиц, представляющих его непосредственное
окружение, а также понятий, имеющих для
него существенное значение. Конкретная
форма списка зависит от контекста,
личности и жизненного пути тестируемого.
К примеру, для детей, страдающих неврозами,
список понятий таков: мать; отец; брат
(сестра); дедушка, бабушка либо другие
лица, с которыми живет или общается
ребенок; учительница (воспитательница);
друзья; я сам; каким я хочу стать; мое
настроение дома; мое настроение в школе
(детском саду); мой врач и т.д. Нередко
имеет смысл получить список значимых
лиц от самого испытуемого, попросив его
назвать людей, сыгравших важную роль в
его жизни.

2. Цвета раскладываются
на белом фоне в случайном порядке. Затем
психолог просит испытуемого подобрать
к каждому из людей и понятий, которые
последовательно им зачитываются,
подходящие цвета. Выбранные цвета могут
повторяться. В случае возникновения
вопросов психолог разъясняет, что цвета
должны подбираться в соответствии с
характером людей, а не по их внешнему
виду (например, цвету одежды).

ЦТО имеет два
варианта проведения, различающиеся по
способу извлечения цветовых ассоциаций.
В кратком варианте ЦТО от испытуемого
требуется подобрать к каждому понятию
какой-нибудь один подходящий цвет. В
полном варианте тестируемый ранжирует
все 8 цветов в Порядке соответствия
понятию, от «самого похожего, подходящего»
до «самого непохожего, неподходящего».
Как показывает опыт, у большинства лиц
достаточно подробные и надежные
результаты дает краткий вариант ЦТО.

3. После завершения
ассоциативной процедуры цвета ранжируются
испытуемым в порядке предпочтения,
начиная с самого «красивого приятного
для глаза» и кончая «самым некрасивым,
неприятным».

Стимульный
материал:

INCLUDEPICTURE
«../../../../DOCUME~1/СЕРГЕЙ/LOCALS~1/TEMP/GLOSSARY.CACHE/img/methods/1124-yellow.jpg»
\* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE
«../../../../DOCUME~1/СЕРГЕЙ/LOCALS~1/TEMP/GLOSSARY.CACHE/img/methods/1124-green.jpg»
\* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE
«../../../../DOCUME~1/СЕРГЕЙ/LOCALS~1/TEMP/GLOSSARY.CACHE/img/methods/1124-brown.jpg»
\* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE
«../../../../DOCUME~1/СЕРГЕЙ/LOCALS~1/TEMP/GLOSSARY.CACHE/img/methods/1124-red.jpg»
\* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE
«../../../../DOCUME~1/СЕРГЕЙ/LOCALS~1/TEMP/GLOSSARY.CACHE/img/methods/1124-gray.jpg»
\* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE
«../../../../DOCUME~1/СЕРГЕЙ/LOCALS~1/TEMP/GLOSSARY.CACHE/img/methods/1124-blue.jpg»
\* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE
«../../../../DOCUME~1/СЕРГЕЙ/LOCALS~1/TEMP/GLOSSARY.CACHE/img/methods/1124-violet.jpg»
\* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE
«../../../../DOCUME~1/СЕРГЕЙ/LOCALS~1/TEMP/GLOSSARY.CACHE/img/methods/1124-black.jpg»
\* MERGEFORMATINET

HYPERLINK
«file:///C:\\DOCUME~1\\СЕРГЕЙ\\LOCALS~1\\TEMP\\GLOSSARY.CACHE\\METHODS\\1124\\1124_4.htm»
Анализ

Интерпретация
полученных результатов проводится в
два этапа:

1. Качественный
анализ цветоассоциативных ответов.

Важно отметить,
что ответы следует расшифровывать
целостно, в их взаимной связи друг с
другом. Существенное диагностическое
значение имеют пересечения ассоциаций,
при которых разные стимулы соотносятся
с одним и тем же цветом. Это позволяет
сделать предположение об их идентификации
(например, аутоидентификации ребенка
с одним из родителей);

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ЦВЕТОВОЙ
ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ А.М. ЭТКИНДА

Исследование
с использованием методики ЦТО (Цветовой тест отношений) А. Эткинда применяется
для диагностики на модельно-образном уровне характера отношений детей и
подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с
собственным «я». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко
обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной
отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика
проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого
невроза.

Характеристика
цветового теста отношений А.М. Эткинда

Автором
экспериментальной методики цветового теста отношений (ЦТО) стал советский
психолог Александр Маркович Эткинд, выпускник психологического факультета
Ленинградского университета, с 90-х известный западный культуролог, автор
публикаций по историко-культурной тематике.

У всякой вещи свой цвет. У
каждого чувства тоже. Тишина — белого цвета. (Алессандро Д’Авения «Белая, как молоко,
красная, как кровь»).

Научно-практической
целью, которую преследовал выдающийся психолог и культуролог А.М. Эткинд, была
возможность восстановления слабо осознаваемых или слабо вербализуемых
особенностей межличностных отношений пациентов клинической психиатрии. Затем
тест стал востребованным в консультативной психологической практике со
взрослыми, позже получил распространение в исследованиях психологии детей и
подростков.

В основе
методики ЦТО находится гипотеза о том, что важнейшие характеристики
подсознательных психологических процессов находят отражение в цветовых
ассоциациях.

Многочисленные психологические эксперименты подтвердили наличие прямой связи
между восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс образовывает
ассоциативную пару цвет — эмоция, выводя истинное отношение человека к
окружающим из области подсознательного и тайного в понятное психологу поле, что
даёт возможность исследовать результаты и оказать своевременную помощь, если
она требуется.

Результаты
этих исследований легли в основу психодиагностического метода цветового теста
Люшера. По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную бессознательную
информацию, он же разработал и способ трактовки каждого цвета.

А. Эткинд
предложил использовать метод цветовых ассоциаций для расшифровки неосознаваемой
информации о межличностных отношениях и самооценке испытуемого, что помогло бы
понять глубинные причины внутреннего или внешнего конфликта или эмоционального
напряжения личности.

Он исходил
из таких предположений:

·   за каждым цветом,
выбранным исследуемым для того или иного персонажа или события, стоит
архетипическая информация, которая и станет индикатором межличностных отношений
тестируемой личности;

·   тестируемый
выстраивает собственный рейтинг, основанный на симпатии к одному цвету и
отвергнутости другого, а межличностные отношения проецируются на эту шкалу и
анализируются согласно цветовым приоритетам.

Процедура
проведения Цветового теста отношений

Цветовую
психодиагностику отношений можно начинать с детьми от пяти лет и старше.
Исследования детей, страдающих неврозами, в возрасте от трёх до пятнадцати лет
показало, что дети уже в три — четыре года воспринимали задание на цветовые
аналоги с интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую
неосознанно выражает те чувства, о которых избегает рассказывать напрямую.

Даже дети-аутисты, испытывающие затруднения с вербализацией своих отношений,
легко реагировали на цветовой тест.

Цвета можно сравнить с
витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития. (Базыма Б.А.
Психология цвета. Теория и практика )

Организация
тестирования детей разного возраста

Диагностика
с использованием цветового теста отношений для старших школьников практически
не отличается от проведения подобного теста со взрослыми, тогда как для
дошкольников и младших школьников процедура предельно упрощена и адаптирована.

Организация
и проведение тестирования предполагает строго индивидуальную форму работы.

карточки Люшера

Следует
подготовить набор карточек восьми цветов, которые используются в так называемом
«кратком цветовом тесте Люшера» (для проведения ЦТО используем восьмицветовые
карточки Люшера). Цвета имеют свою нумерацию:

1. Серый (условный
номер — 0).

2. Синий (1).

3. Зелёный (2).

4. Красный (3).

5. Жёлтый (4).

6. Фиолетовый (5).

7. Коричневый (6).

8. Чёрный (7).

Раскладывают
карточки на столе со светлой поверхностью или белом листе плотной бумаги в
случайном порядке полукругом. Карточки не должны перекрываться или наезжать
друг на друга.

Освещение
предпочтительно наиболее близкое к естественному, но следует избегать прямых
солнечных лучей, падающих на стол или в лицо ребёнка, при искусственном
освещении — бликов от осветительных приборов.

Подготовка
списка персонажей и понятий, которые будут применяться

Предварительно
исследователь в личном диалоге с тестируемым составляет перечень значимых для
последнего персонажей из ближнего или дальнего круга социальных контактов.
В него
могут входить члены семьи, друзья, спортивный тренер, учитель, воспитатель,
нянечка в детском саду (в зависимости от возраста ребёнка), то есть те, кто
играет определённую роль в жизни исследуемого. В этот же список включаются
проекции тестируемого во времени и пространстве.

Для
школьников будут интересны и значимы понятия: «ты в школе», «ты с друзьями»,
«ты на школьном празднике», «ты на соревновании», «ты на отдыхе с родителями».
Дошкольнику стоит предложить ситуации «ты играешь с друзьями», «ты в детском
саду», «ты гостишь у бабушки», а также понятия «твоя любимая игрушка», «твой
домашний питомец»
(домашний питомец — значимое для дошкольника понятие).

Эта
информация записывается на отдельном листе бумаги. Содержание списка зависит
от личностных особенностей и увлечений ребёнка, его возраста и задач
тестирования.

К примеру,
если учебные интересы исследуемого имеют гуманитарную направленность (о чём
можно узнать из беседы с учителем), в тест целесообразно ввести вопросы о
любимой книге, писателе, поэте — порой мнение автора книги для подростка не
менее авторитетно, чем родительское.

Если
ребёнок занимается спортом, в круг значимых людей включают тренера, товарищей
по команде, а в список понятий — соревнования, тренировки. Случается, дети
занимаются каким-либо видом деятельности не из собственных предпочтений, а
чтобы не конфликтовать с родителями, которым фигурное катание или школа с
математическим уклоном кажется наилучшим жизненным стартом для их детей.
Ребёнку
же не нравится выбор их, он находится в постоянном внутреннем конфликте,
занимаясь нелюбимым делом ради близких людей.

При
возникновении подозрений на насилие и агрессию в школе (родители могут
обратиться с такой проблемой к школьному психологу), тест имеет направленность
на определение отношений с внешним кругом общения (знакомые).
Список
лиц будет включать одноклассников, старших и младших товарищей по школе,
учителей. Ситуации подбираются «школьные»: «ты на перемене», «тебя вызвали к
доске», «ты идёшь один с уроков поздно вечером». Разумеется, такие важные,
болезненные вопросы необходимо перемежать нейтральными, о семье, хобби, чтобы
подросток не замкнулся в себе и не отказался от тестирования.

Коричневый,
серый, особенно чёрный цвет ассоциации — повод забить тревогу, искать и
устранять причины стресса и депрессии. Благодаря тесту подсознание ребёнка даст
направление, в котором находится источник неприятностей.

В отличие
от детей дошкольного и младшего школьного возраста, старшие школьники
воспринимают тест не как игру с цветами. а как возможность понять себя,
разобраться в своих переживаниях, и грамотный психолог отнесётся с уважением к
такому восприятию теста почти уже взрослыми людьми. «Помоги мне узнать тебя
— и я помогу в этом тебе», — в таком ключе должно быть построено тестирование
самых старших школьников.
Вопросы о будущей профессии, о планах после
окончании школы, о взаимоотношениях с противоположным полом могут вводиться в
тест, но делать это надо тактично, не свысока, на равных. Тут важен и тон
психолога, и его авторитет у ребёнка. Следует также помнить, что мальчики не
менее чувствительны и ранимы, чем девочки. Но в силу воспитания и общественных
стереотипов склонны скрывать свои чувства.

Если с
малышом можно поиграть, то со старшим ребёнком нужно сотрудничать. Тестирование
у психолога в старшем школьном возрасте редко проходят ради интереса. Приходя
за помощью, подросток должен убедиться, что его принимают всерьёз. К проблемам
подростков следует относиться с особым уважением.

Психолог
может дополнительно согласовать или уточнить список, задавая наводящие вопросы
родным, учителям ребёнка. Рекомендованное специалистами количество позиций в
списке — не более 18–20 и не менее 12.

Этапы
диагностики по А.М. Эткинду

Непосредственно
тестирование делится на три этапа: исследование ассоциаций, короткий отдых (5–7
минут) и определение ранга карточек (установление цветовых предпочтений).

Исследование
ассоциаций

Перед
тестируемым произвольно раскладываются восьмицветовые карточки Люшера. Психолог
обращается к ребёнку с просьбой подобрать карточку, наиболее соответствующую
характеру того или иного человека из списка, уточняя при этом, что каждый цвет
может быть выбран неоднократно — психолог просит испытуемого подобрать цветовую
карточку, соответствующую персонажу или понятию из списка.

Важно
узнать, понимает ли ребёнок, что такое характер и не подменяет ли он это
понятие восприятием человека по его внешнему виду (цвету одежды, волос).

Если
ребёнку трудно абстрагироваться от внешних признаков, и психолог выяснил это,
задав наводящие вопросы, можно перефразировать инструкцию следующим образом:
«Выбери цвет, который наиболее подходит, когда ты думаешь о маме».
Персонажи
из списка называют по мере возрастания их значимости, то есть наименее значимые
называются первыми. Все решения тестируемого по поводу его выбора в цифровом
виде записываются в соответствующей графе протокола.

Установление
шкалы цветовых предпочтений

После
окончания этапа цветовых ассоциаций ребёнка на несколько минут отвлекают другим
занятием или разговором. Затем его внимание вновь возвращают к цветовым
карточкам, но теперь задача будет состоять в том, чтобы разложить их в порядке
степени приятности начиная с самого приемлемого. Существует два способа
определения цветовой шкалы.

В первом
варианте ребёнок выбирает самую привлекательную для него карточку, она
изымается, а выбор фиксируется в цифровом виде в первой графе протокола.

Аналогичная процедура выбора повторяется четыре раза, таким образом,
последовательно заполняются первые четыре графы протокола. Из оставшихся
четырёх цветовых карточек ребёнку теперь предлагают выбрать самую неприятную,
результат фиксируется в числовом виде к крайней правой графе протокола.

Подобную
процедуру повторяют ещё трижды, шаг за шагом заполняя оставшиеся разделы
протокола, теперь справа налево. В итоге получает цифровой ряд соответствующий
цветоассоциативным симпатиям испытуемого.

Этот
алгоритм можно использовать для детей, испытывающих проблемы с выбором, когда
от них слышишь фразу: «Мне все цвета нравятся, нет таких, которые не нравятся».

Во втором
варианте исследователь просит ребёнка указать карточку, которая нравится больше
остальных.

После выбора испытуемого карточка убирается, подобная процедура повторяется
шесть раз, пока не останется лишь две карточки. Каждый раз результат заносится
в протокол начиная с крайней левой графы. Из оставшихся двух предлагают выбрать
самую приятную, последняя оставшаяся карточка заносится под цифровым значением
в крайнюю правую графу.

Этот
вариант предусмотрен для детей, которые испытывают трудности с переключением
внимания, с высокой степенью инертности психики.

Какие
адаптированные методики существуют для дошкольников

С детьми
младшей возрастной категории (4,5–6 лет) можно использоваться адаптированный
вариант методики, который базируется на ЦТО и называется «Круги отношений».
Психолог предлагает детям нарисовать яркие бусинки к каждому своему социальному
«я» (сын — дочка, друг — подруга и т. д.) наиболее подходящим цветом.

Так
проявится неосознанный уровень восприятия своей роли и значимости в семье и
среди ровесников.
Сравнивая устные рассказы детей об отношениях с
родственниками и друзьями с их же цветовыми аналогиями, исследователь обнаружит
их согласованность или разногласие. Кроме того, методика позволяет установить
желаемые отношения по гипотетической формуле: «А теперь расскажи, о чём ты
мечтаешь, как бы тебе хотелось», или сориентировать на будущее по варианту:
«Сейчас так, но когда-нибудь будет…»

Вызывает
интерес также модификация ЦТО для дошкольников — игра «Цветик-восьмицветик»,
предложенная А.О. Прохоровым и С.В. Велиевой, где цветовые карточки выполнены в
форме лепестков сказочного цветка. Ход исследования и обработка результатов
аналогичны тем, что проводятся в тесте Эткинда.

Обработка
и интерпретация результатов

Запись
результатов теста цветовых отношений ведётся с помощью протоколов, персональных
для каждого тестируемого.

Варианты
записи результатов ЦТО

Данные по
результатам теста заносятся в специальный протокол, к которому прикрепляются
линейки валентного и нормативного выбора. Случается, что испытуемый выбирает
сразу несколько цветовых карточек к одному понятию или персонажу. В таком
случае записать нужно все варианты выбора, но уточнить, какой из них наиболее
предпочтителен, и отметить это в протоколе.

Протокол цветового
теста отношений по А.М. Эткинду — таблица

Цвет

Слова-стимулы

Валентность
/

Нормативность

Значение
цвета

1

Синий

Грусть,
интерес, высокая мораль, свобода

2

Зеленый

Интерес,
доминантность, интровертированность, жёсткие отношения в семье

3

Красный

Радость,
гнев, экстравертированность, высокая сила при высокой активности,
структурность

4

Желтый

Удивление,
высокая активность при низкой силе, низкая моральная направленность

5

Фиолетовый

Эгоизм,
неискренность, низкая сила при низкой активности

6

Коричневый

Слабость,
зависимость

7

Чёрный

Страх,
гнев, высокая сила при низкой активности

0

Серый

Грусть,
утомление, слабость, пассивность, непонимание

Для записи
результатов игры «Цветик-восьмицветик» авторами исследования рекомендован
другой протокол, возможно, он покажется кому-то более удобным. Протокол с
примерными данными ЦТО для дошкольников:

Протокол
записи результатов модификации теста ЦТО «Цветик-восьмицветик» — таблица

Цвета в
порядке предпочтения

Персонажи,
ассоциированные с данным цветом

Понятия,
ассоциированные с данным цветом

Синий

младший брат

Красный

папа

детский сад

Зелёный

мама

семья

Жёлтый

я сам, бабушка

друзья

Коричневый

воспитатель

Серый

Чёрный

Фиолетовый

старшая сестра, дедушка

Формализованный
анализ

Рейтинг
цвета представляет собой цифру в индивидуальной цветовой линейке и является
формальным показателем теста. В специальной литературе этот показатель получил
название валентность. Понятие валентности тесно связано с нормативностью, то
есть установленной путём многочисленных экспериментов средней нормой выбора
цветов по убыванию предпочтений.

Таблица:
нормативность цветов теста Люшера

Номер
цвета по Люшеру

3

4

2

5

1

6

0

7

Нормативность
цвета

1

2

3

4

5

6

7

8

То есть, в
норме исследуемый с устойчивой здоровой психикой выберет первым красный, за ним
жёлтый, зелёный цвета и так далее.

Важнейшим
показателем является место, которое занимает цвет в ряду личного выбора по
отношению к серому, архетипическая характеристика которого традиционно
ассоциируется со слабостью, нейтральностью, безразличием и отчуждённостью в
эмоциональной сфере.
Серый выступает в роли символической
границы, отделяющей поле эмоционально позитивного, активного от эмоционально
пассивного и негативного. Таким образом, значимые персонажи или понятия,
располагающиеся перед серым в индивидуальной линейке ассоциируемых цветов,
определяются как наиболее важные и положительные в восприятии ребёнка.

При
проведении тестирования детей обнаружили любопытную зависимость
цветоассоциативного выбора от сложности или упрощённости психических реакций.
Если ребёнок выбирает несколько цветовых карточек к одному понятию, это может
служить показателем сильного потенциала творческих способностей испытуемого. По
мнению психологов, параметр сложности увеличивается с возрастом, маленькое
значение этого параметра может сигнализировать об общем эмоциональном
негативизме по отношению к исследованию.

Качественный
анализ теста

Стоит
обратить внимание на то, что цветоассоциативные ответы следует интерпретировать
в их взаимосвязи, то есть целостно. Чем более высокий уровень личной
симпатии и предпочтения испытывает ребёнок к тому или другому персонажу, тем
более высоким цветом он обозначается.
Родственник, который внушает чувство
страха, отчуждённости будет ассоциироваться с низким цветом в индивидуальной
цветоассоциативной шкале.

Сопоставление
осознаваемых оценок отношений, которые даются на вербальном уровне, и
неосознаваемых, которые обнаруживают себя в цветовых аналогиях, часто выявляют
противоречия, диссонанс в описании характеристик или моделей отношений,
например: «Мама — заботливая, внимательная, ласковая», а цветовая ассоциация —
коричневый цвет.

Любопытные
результаты даёт анализ цветовой аналогии тестируемого с самим собой, то есть с
каким цветом он символически соотносит самого себя.
Низкий рейтинг
цвета, который выбирает ребёнок в определении самоотношения, указывает на
заниженный уровень самооценки, на проблемы с самоуважением. Цвет, совпадающий с
цветовым символическим изображением одного из родителей, говорит о сильной
эмоциональной связи, близости и взаимопонимании.

Положение
цвета самооценки ребёнка относительно родительского цвета указывает на модель
внутрисемейных взаимоотношений:

·   выше по месту чем
родительские цвета — по принципу «я — хороший, они — плохие»;

·   ниже — «я —
плохой, они — хорошие»;

·   между ними —
ребёнок ищет защиту от противоречивых, сложных отношений.

Диагностически
значимым и важным является не только рейтинг цвета, но и сам этот цвет,
содержащий в себе ценную информацию, которая позволяет подробно расшифровать
характеристику самоотношения и внутрисемейных отношений.
Анализ
статистических данных, полученных в результате изучения эмоциональной реакции
на цветовой возбудитель, продемонстрировал, что большинство испытуемых
закономерно, статистически стабильно указывают на взаимосвязь цвета и
эмоционально-личностных характеристик. Каждый цвет выступает в качестве
индикатора эмоциональных проявлений отношений.

Например,
красный укажет на волевое, энергичное, подавляющее доминирование отца или на
импульсивное, спонтанное поведение матери. Серый продемонстрирует наличие в
семье дистанции, непонимания и безразличия в отношениях между ребёнком и
родителями. Зелёный расскажет о строгости и суровости, чрезмерном контроле и
удушающей опеке.

Цветовой
тест отношений расскажет об истинном положении в семье ребёнка. (Благополучие в
семейных отношениях благоприятно сказывается на психике малыша. Близость,
доверие и взаимопонимание — главное в семейных отношениях.)

Символическое
значение цветов в интерпретации Люшера и их этически-личностные характеристики

·   Синий — покой,
зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают
внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности,
отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь,
привязанность, крепкие и прочные отношения. Отвержение синего может быть
симптомом неудовлетворённой потребности душевной близости и тепла.

·   Зелёный —
самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству,
превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного»
стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами. Зелёный
цвет на нижних регистрах (7, 8 место) означает признание собственного бессилия,
подсознательному перекладыванию вины на других и ненависть к ним. Компенсацию
такие люди ищут в суррогатной деятельности, такой как любовь к путешествиям и
частым поездкам.

·   Красный —
воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую
интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху,
победе, желание проникать, покорять, преобразовывать. Если красному отдаётся
предпочтение, то выбравший его испытывает мощный порыв к действию, седьмое или
восьмое место говорят о дефиците жизненной силы, например, при изматывающих и
истощающих хронических конфликтах.

·   Жёлтый — свет,
лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность.
Первое место жёлтого означает сильное желание счастья, последние места
сигнализируют о разочаровании, внутренней пустоте и изоляции.

·   Фиолетовый —
волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность.
Неискренность, интуитивное восприятие мира.

·   Коричневый —
пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту,
уюту, удовлетворённости.

·   Чёрный —
символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость,
психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.

·   Серый —
бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность,
безынициативность, заниженная самооценка

Однако
стоит заметить, что прямое значение цвета, которое представлено в толковании
Люшера, при проведении тестирования детей, особенно дошкольников, следует использовать
с осторожностью.
Личность ребёнка не сформирована в той мере, чтобы
можно было говорить об устойчивости эмоциональных реакций, поэтому перенос
непосредственной характеристики цвета на интерпретацию детских ответов будет
недостаточно корректным.

Прямое
толкование цвета при анализе исследования будет совершенно обосновано у старших
школьников, личностные качества которых практически тождественны взрослым. А.
Эткинд считает допустимым использовать у детей лишь общие символические
характеристики цветов, они укажут на общие тенденции личности ребёнка, которая
ещё находится в процессе формирования и развития.

Система
отношений наделена подвижным характером и развивается на протяжении всей жизни
человека, существенно воздействуя на социальное существование личности.
Исследование эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него
людьми, а также с самим собой обнажает как осознанный, так и скрытый от
сознания пласт этих отношений. Методика Эткинда показала себя как достаточно
эффективный и компактный способ диагностики неадекватного соотношения
вербального и бессознательного уровня межличностных отношений.

Для выяснения нюансов взаимоотношений ребёнка с окружающими и не только наиболее информативным и полным является приём «Цветовой тест отношений». Он был представлен в 80-е годы ХХ века британским психологом, культурологом и литературоведом советского происхождения Александром Марковичем Эткиндом. Учёный предложил оценивать близость и принятие окружающих людей и понятий, анализируя то, как испытуемый ассоциирует их с наиболее подходящим и приемлемым для себя цветом. В качестве стимульного материала решено было использовать карточки швейцарского психолога Макса Люшера, который исследовал универсальность цветовых символов.

Благодаря простоте, понятности, а также игровой основе диагностики, тест Эткинда можно проводить с раннего возраста детей — 3–4 лет. Единственное ограничение, при котором методика не применяется: серьёзные нарушения зрения и умственная отсталость испытуемых.

За счёт возможности многократного повтора тестирования экспериментатор может лучше изучить нюансы внутрисемейных отношений, а значит и эффективнее подобрать подходящую индивидуальную, групповую или семейную форму коррекционной работы.

Проведение диагностики среди дошкольников и детей более старшего возраста

Ребёнку в индивидуальном порядке предоставляется список людей, входящих в его непосредственное окружение, а также перечень важных понятий. Например:

  • «мама», «папа», «учительница» (или «воспитательница»), «моё настроение», «каким я хочу вырасти», «игрушки» и так далее — подборка для малышей;
  • «учёба», «родители», «друзья», «питомец» и прочее — для ребят 7–11 лет;
  • «работа», «семья», «деньги» и другие понятия — для подростков.

Для детей 3–6 лет таких понятий можно придумать около 10, детям 7–8 лет представить 12 штук, а ребятам 9–12 лет и старше подобрать около 14. Как вариант, этот список можно разработать вместе с испытуемым, попросив его ответить на вопрос: что для тебя сейчас важно? Подросткам понятия лучше давать в готовом виде.

Младшим школьникам можно записывать слова-образы, а более старшим испытуемым достаточно восприятия на слух.

Инструкция для детей 3–8 лет (короткий тест):

  1. Ребёнок пишет (или взрослый делает это за него) концепты.
  2. Затем экспериментатор на светлом нейтральном фоне на столе раскладывает перед испытуемым 8 цветных карточек Люшера.
  3. Взрослый просит соединить слова с 1–2 оттенками представленного спектра. Следует оговорить сразу, что тона могут повторяться, а сходства не должны основываться на внешних характеристиках. Например, если мама ходит в красном халате, то не стоит только поэтому присваивать ей соответствующий цвет. А вот сравнение «бабушка» и «жёлтый» вполне приемлемо, так как этот член семьи дарит теплоту (как солнце).
  4. Экспериментатор фиксирует выбор ребёнка в протоколе.
  5. Испытуемому даётся время (20–30 минут), чтобы отвлечься, поиграть.
  6. Затем вновь раскладываются карточки с цветами.
  7. Малышу предлагается выбрать самый приятный оттенок, после чего карточку соответствующего тона нужно убрать.
  8. Повторять эти действия со всеми цветами полагается до тех пор, пока не останется последний, самый неприятный оттенок.

Алгоритм проведения теста среди ребят 9–16 лет (полная диагностика):

  1. Экспериментатор называет понятие.
  2. Испытуемый ранжирует все 8 цветов от самого подходяшего до неподходящего (относительно этого понятия).
  3. Взрослый записывает порядок названных оттенков в протокол.
  4. Действия повторяются в работе над всеми остальными понятиями.
  5. Тестируемый отвлекается на посторонние дела (примерно на полчаса).
  6. Затем ребёнок выбирает самый приятный для себя оттенок из хаотично разложенных перед ним карточек Люшера.
  7. Экспериментатор убирает выбранный цвет, сделав соответствующую пометку в протоколе, и снова просит определить приятный тон.
  8. Работа продолжается до последней, самой неприятной для испытуемого карточки.

Обработка и интерпретация результатов ЦТО

Оценка результатов детей разного возраста будет несколько отличаться.

Обрабатывая итог ребёнка 3–8 лет, в графу рядом с каждым цветом записываются выбранные испытуемым слова, ассоциирующиеся с оттенками, и номер выбора (в зависимости от того, в каком порядке были задействованы тона).

Для начала экспериментатор определяет первые 3 цвета в рейтинге самого испытуемого. А затем смотрит на те понятия, которые ассоциируются у ребёнка с каждым из них — отношение к таким концептам считается эмоционально-положительным. Если понятие соединено с цветом, занимающим 4–5 место среди предпочтений малыша, это значит, что испытуемый равнодушен к нему. 6–8 позиция свидетельствует о негативном, практически конфликтном отношении к концепту.

Если цвет, выбранный ребёнком для себя, совпадает с кем-то или чем-то, то это выявляет сильную привязанность испытуемого к тому или иному концепту. А вот в случае, когда, например, «мама» и «я» разного оттенка, отношения испытуемого с ней, вероятно, не близкие, а несколько отстранённые.

Учитель с бумагами и ноутбуком

Заполнение и обработка протокола требуют ответственности и внимательности

Прежде чем приступать к анализу результатов испытуемого 9–16 лет, следует определиться с символическим значением цветов:

  • красный — энергичный, общительный, настойчивый;
  • зелёный — полагающийся на самого себя, упрямый;
  • синий — спокойный, чувствительный, сдержанный;
  • жёлтый — весёлый, активный;
  • фиолетовый — напряжённый, требующий успокоения;
  • коричневый — чуть расслабленный, эмоционально зависимый от близких;
  • чёрный — агрессивный, молчун, очень агрессивный;
  • серый — безразличный, неуверенный.

Цвет — это всего лишь название. Сказать детям, что деревья зелёные, – значит подготовить их к тому, что они непременно такие, какими вы их видите, и никакие другие. Но ведь их деревья могут оказаться ничуть не хуже ваших, даже куда лучше…

Цвета-карточки делятся на две категории: основные, связанные с самоидентификацией, и неосновные, обозначающие особенности взаимодействия с окружающими. Согласно разработке Эткинда, норма — это наличие цветов основной группы не ниже пятой позиции, а неосновной, кроме фиолетового, не ниже четвёртой. Когда хотя бы один оттенок из второй группы оказывает в первой тройке, это говорит о личностном конфликте.

По итогам заполнения протокола экспериментатор определяет отношение школьника к понятиям, анализируя образовавшиеся в таблице квадраты:

  • I квадрат — позитивно и эмоционально принимаемые;
  • II квадрат — вызываемые нейтральные эмоции;
  • III квадрат — отвергаемые или несформированные;
  • IV квадрат — глубоко отвергаемые.

Цветовой тест отношений — это удобный и быстрый способ диагностики детей всех возрастов. Организовать его несложно, не вызовет особого труда прохождение тестирования и у детей. Ещё одно достоинство такого исследования состоит в том, что использовать его можно неограниченное количество раз.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цветовой код bondibon инструкция
  • Целебрекс 400 200 инструкция по применению
  • Цветной дым инструкция по применению
  • Целебрекс 100 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Цветное мелирование от эстель инструкция