Натюрморт в технике граттаж пошаговая инструкция

Выполнение натюрморта в технике граттаж

Выполнение натюрморта в технике граттаж

заРИСУЙ! Натюрморт в технике граттаж, полнометражный урок рисования гуашью.Подробнее

заРИСУЙ! Натюрморт в технике граттаж, полнометражный урок рисования гуашью.

Граттаж. Выполнение натюрморта «Букет сирени в вазе»Подробнее

Граттаж. Выполнение натюрморта 'Букет сирени в вазе'

рисуем картинку в технике воскография (граттаж)Подробнее

рисуем картинку в технике воскография (граттаж)

ИЗО 6 класс (Урок№9 — Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.)Подробнее

ИЗО 6 класс (Урок№9 - Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.)

Граттаж. Работы учеников «Русской школы искусств» в графической технике граттаж.Подробнее

Граттаж. Работы учеников «Русской школы искусств» в графической технике граттаж.

ГРАТТАЖ Знакомимся со способом рисованияПодробнее

ГРАТТАЖ Знакомимся со способом рисования

Натюрморт в интерьере. Поэтапное выполнениеПодробнее

Натюрморт в интерьере. Поэтапное выполнение

Как нарисовать осенний натюрморт в технике фроттажПодробнее

Как нарисовать осенний натюрморт в технике фроттаж

Граттаж для начинающих по мокрой гуаши.Подробнее

Граттаж для начинающих по мокрой гуаши.

Мастер-класс рисуем в технике «Граттаж»Подробнее

Мастер-класс рисуем в технике 'Граттаж'

События

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Воспитатель обязательно должен познакомить ребят с техникой граттаж.

Граттаж как нетрадиционный способ рисования

Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

Рисование комнатного растения зубочисткой на чёрном фоне

Рисунки в технике граттаж оригинальны за счёт своей контрастности

Название данной техники происходит от французского слова gratter, что в переводе обозначает «скрести, царапать». Она имеет ещё одно название — воскография.

Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.

Впервые граттографию в России использовал М. Добужинский при оформлении издания Ф. Достоевского «Белые ночи» (1922 г.). Примерно в это же время литовский график Д. Тарабильдене подобным же способом проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад».

Илюстрации к роману М. Добужинского к роману Ф. Достоевского «Белые ночи»

М. Добужинский первым в России использовал граттографию

В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску. Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями).

Волк на картине Кристины Пенеску

Американская художница кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике граттаж

Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ

В детском саду замечательная и необычная техника граттаж, безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук.

Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах у ребёнка постепенно из темноты появляется красивое изображение.

Девочка дошкольного возраста рисует в технике граттаж

При рисовании каждый раз происходит маленькое чудо — на тёмном фоне постепенно появляются образы

Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам:

  1. Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.
  2. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.
  3. Активно развивается фантазия.
  4. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.

Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.

Что касается возрастных отличий воспитанников детского сада, то при проведении занятий в средней группе лучше вначале предлагать трафаретные и шаблонные рисунки. Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр.

Через трафарет на чёрную основу наносится рисунок

Вначале процарапываются контуры, которые потом закрашиваются

При подготовке материалов к занятию (а это важная часть рисования в технике воскографии) в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники же старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе.

Все этапы подготовки бумажной основы к работе воспитывают у дошкольника внимание, усидчивость и чувство последовательности.

Дети сами закрашивают основу восковыми мелками

Закрашивание листа разноцветными восковыми мелками обычно доставляет ребятам большое удовольствие

Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Ведь рисунок выполняется острыми предметами (зубочисткой, стекой и пр.), и ребята должны сами работать аккуратно и не задевать сидящих рядом детей.

Рисование в технике граттаж — довольно копотливое занятие, предполагающее определённые усилия. Поэтому во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Материалы для работы

Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:

  1. Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
  2. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
  3. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
  4. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
  5. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
  6. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.

Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.

Материалы и инструменты, необходимые для работы

Рисование в технике граттаж предполагает определённый набор инструментов

Граттаж с элементами аппликации

Воскографию можно успешно сочетать с аппликацией. Причём, это могут быть не только бумажные элементы, но и вата, рваные салфетки, насыпь крупой и пр. Например, при создании композиции «Северное сияние» дошкольники процарапывают светящееся разноцветное небо. Затем педагог раздаёт готовые шаблоны медведей и вату для создания снежных сугробов. Рисунок получится просто волшебным.

Северное сияние

Граттаж красиво сочетается с аппликацией

Способы оформления основы

Основу в технике граттаж можно оформлять по-разному.

Натирание восковой свечой

Самый простой вариант — это натирание листа бумаги восковой свечой (не должно оставаться пробелов). Это можно сделать такими способами:

  1. Просто втереть её в основу (рисовать свечой по бумаге словно карандашом).
  2. Натереть свечу на тёрке, полученные кусочки нагреть на водяной бане. Когда воск расплавится, нанести его на картон небольшой кистью.
  3. Зажечь чайную свечу (она имеет форму таблетки), воск набирать на широкую кисть прямо из свечи и наносить на основу.

Материалы, которые нужны для создания основы рисунка

Самое простое — натереть лист восковой свечой

Кстати, профессиональные художники вместо воска применяют мел, особую глину, яичный желток. Конечно, в детском саду применение таких материалов нецелесообразно.

После воска на бумагу наносится густой слой гуаши. Нужно использовать широкую кисть и не оставлять пробелов. Хорошо добавить в краску немного жидкого мыла, шампуня, моющего средства либо клея ПВА. За счёт этого при процарапывании не будут пачкаться руки.

Готовая основа

Гуашь должна полностью высохнуть

При такой подготовке основы линии на готовом рисунке будут белого цвета, что идеально, например, для изображения зимнего пейзажа.

Зимняя ночь

Фон оформлен с помощью восковой свечи

Фон цветной гуашью

Фон можно оформить цветной гуашью. Это могут быть фрагменты разных цветов. После высыхания первого слоя его можно дополнительно покрыть воском.

Фон закрашен цветной гуашью

Каждый фрагмент закрашивается своим цветом, основа выглядит очень ярко

Также можно исходить от содержания будущего рисунка, например, «Звёздное небо над морем». При этом лист следует разделить по горизонтали на две части, нижняя закрашивается синим, верхняя — жёлтым цветом.

Звёздное небо (волны нарисованы пластиковой вилкой)

Фон здесь — это один слой гуаши поверх другого

После высыхания цветной краски основа покрывается сверху чёрной гуашью. Рисование происходит аналогично с помощью процарапывания.

Фон восковыми мелками

Интересный вариант оформления основы — закрашивание её восковыми карандашами. Это могут быть цветные пятна, полоски и пр. Цвета выбираются опять-таки согласно «настроению» будущего рисунка. В отличие от работы с гуашью, процесс здесь идёт намного быстрее, и дошкольники легко справятся с заданием. Главное — оставлять поменьше пробелов. После раскрашивания мелками лист бумаги также покрывается чёрной гуашью.

Основа, раскрашенная цветными восковыми мелками

Закрашивать нужно фрагментами — каждый цвет на отдельном участке

При работе с гуашью можно использовать маленькую хитрость. Если краска скатывается с первого слоя, обработанного восковыми мелками или свечой, то можно обезжирить его с помощью талька. Порошок посыпается по всей поверхности листа и растирается ватным диском.

Подходящая тематика занятий в технике граттаж

Для рисования в технике граттаж воспитатель может предлагать детям самые разнообразные темы, но некоторые из них наиболее выигрышные:

  1. Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». В первом случае цвет фона под тёмной краской лучше оставить белым (просто натереть лист бумаги восковой свечой). Снежинки получатся замечательными. При изображении же осени основу лучше сделать жёлтой либо сочетать фрагменты жёлтого и оранжевого цвета.
  2. «Северное сияние».
  3. Изображение всевозможных ярких, пёстрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу»), «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр.
  4. «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа).
  5. Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок».
  6. Натюрморт «Фрукты в вазе».
  7. «Подводный мир».
  8. «Космос».
  9. Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».

Осенний листопад

При создании осеннего пейзажа основу лучше окрасить в жёлто-оранжевые тона

Граттаж поэтапно

Нюансы создания рисунка в технике граттаж следует рассмотреть поэтапно на примере композиции «Попугай на ветке».

Сначала лист бумаги закрашивается восковыми мелками разных цветов. Поскольку изображаться будет попугай, то цвета выбираются яркие и контрастные.

Лист закрашен восковыми мелками разных цветов

Цвета желательно выбирать яркие и контрастные согласно окраске попугая

Далее можно применить небольшую хитрость: взять кусочек бумаги и потереть им поверхность. Это обеспечит плавное перетекание цветов. Однако же иногда резкие цветовые перепады, наоборот, делают изображение более оригинальным. В любом случае не нужно бояться экспериментов.

Поверхность растирается бумажкой

За счёт растирания цветовые переходы будут более плавными

После этих манипуляций основа густо закрашивается чёрной гуашью или тушью. Для однородности и предотвращения скатывания в краску следует добавить пару капель жидкого мыла. Далее лист бумаги нужно оставить до его полного высыхания.

Поверхность покрывается чёрной гуашью

В краску лучше добавить немного жидкого мыла, чтобы покрытие получилось однородным

Основной контур попугая нужно наметить белым карандашом (простой карандаш также можно использовать — он будет заметен на чёрном фоне). Обозначаются только главные моменты, не стоит мельчить, ведь стереть линии с поверхности будет проблематично.

На чёрной основе карандашом намечен контур будущего рисунка

Карандашом обозначаются только главные очертания, без мелких деталей

После этого ключевые линии рисунка процарапывается острым инструментом, например, зубочисткой. Не нужно давить на бумагу слишком сильно, а так, чтобы только снять чёрный гуашевый слой.

Обозначенный контур процарапывается зубочисткой

Не нужно давить зубочисткой слишком сильно, ведь сняться должен только чёрный слой

Как вариант можно нарисовать птицу вначале на обычном листе тонкой бумаги. Затем он кладётся на чёрную основу и вновь прорисовывается — только уже шариковой ручкой. В результате очертания рисунка будут хорошо заметны, и останется только проработать их острым предметом.

После обозначения основного контура следует прорисовать более мелкие детали, закрасить отдельные фрагменты (то есть удалить чёрный пигмент на довольно большом участке, например, это будет ветка дерева, на которой сидит птица, а также её голова).

Готовая композиция

После проработки мелких деталей рисунок готов

Фотогалерея: поэтапное рисование «Весенние кружева»

Фотогалерея: поэтапное рисование «Салют победы»

Видео: очень красивая бабочка в технике граттаж

Видео: рисуем подводный мир с помощью воскографии

Видео: рисование красивого пейзажа в технике граттаж

https://youtube.com/watch?v=JDwls-WO1Ms

Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж

Автор и название занятия Ход занятия
Савчук Л.
«Цветы для феи»
Старший дошкольный возраст
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Хотите? (Да). А куда именно, вы догадаетесь сами, когда послушаете мой рассказ:
«Это необычная, волшебная страна. По улицам которой разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома — разноцветные».
— Что это за страна? (Рисовандия) Правильно, ребята. Она на самом деле — волшебная! Почему? (Все, кто туда попадает, становится волшебником).
— Вспомните, мы уже бывали в ней и многому научились. Чему именно?
Вспомнить с детьми чему они научились на прошлых занятиях (закрашивать яблочки в технике по мокрому слою бумаги; рисовать сказочную поляну в технике монотипия и набивной жёсткой кистью: рисовать разнообразные образы в технике кляксографии; рисовать дерево саксаул способом выдувания кляксы трубочкой).
— Ой, посмотрите, а здесь письмо (показать большой, красивый конверт). От кого? От Феи! Причитаем, что она пишет? (Да).
«Здравствуйте дорогие ребята! Я узнала, что Вы путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал цветов. А где их взять зимой? Только на Вас надежда! Нарисуйте их, а я оживлю и украшу ими свой дворец. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники! Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея».
(Читать письмо можно под музыку).
— Поможем доброй Фее? (Конечно). Тогда за дело!
— Но что это? Кто-то измял письмо и испачкал его. (Поменять конверты во время чтения письма). Ничего не понимаю! (вытаскивая из конверта чёрную бумагу и заострённые палочки вместо кисточек). Что случилось? Посмотрите, здесь ещё одно письмо. Интересно, что в нём….
«А, вы решили, что победили? Не тут — то было! Я — великий Ляпсус-Тяпсус! Мне 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за двести. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое…. Ха-ха-ха! Посмотрим, что у Вас получится! Ляпсус-Тяпсус.»
— Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Фее? (Предположения детей).
— Ну что ж, другой бумаги у нас всё равно нет, а рисовать можно и острыми палочками!
Показать способ процарапывания заострённой палочкой.
— Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге цветы штрихами и чёрного исчезнет. Получается? (Да). Вот и хорошо! Цветы можно нарисовать в вазе, можно на лугу, или просто расположить их красиво по всему листу бумаги.
— Ну что, за дело? (Да). Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи!
Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение. По ходу деятельности следить за правильностью выполнения, при необходимости напомнить способ рисования цветов в технике штриха.
Готовые работы расположить на одном столе, полюбоваться ими, отметить наиболее выразительные рисунки.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-obrazovatelnoi-oblasti-hudozhestvenoe-tvorchestvo-netradicionaja-tehnika-risovanija-gratazh.html
Почанина Е.А.
«Космический пейзаж»
Подготовительная группа
1. Организационная часть
Педагог: — Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка:
Он чёрен как ночь
И звёзд в нем не счесть
Планет и созвездий
В нём множество есть
Что же это за место,
Возникает вопрос
И каждый ответит
Ведь это же……………………….(космос)
Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят — очень много звёзд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и т. д,).
Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе
Игра: «Космическое путешествие»
Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами.
— Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчёт времени. Пять, четыре, три, два, один… Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание! Экипаж, идём на посадку.
Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира.
Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!!
Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите?
Ответ детей: Нашу планету, звёзды, луну, спутники, комету и др.
Внимание!!!
Ракета идёт на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что увидите, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам).
Педагог:
А теперь пора прощаться
И на Землю возвращаться
Командиры по местам!
Старт, давайте кораблям.
Внимание!!! Начинается обратный отсчёт времени: Пять, четыре, три, два, один…. Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у)
Педагог: Вот вернулись из полёта.
Наши храбрые пилоты.
Понравилось вам путешествовать?
Вы увидели много интересного, вам будет о чём рассказать землянам, а ещё лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. — Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины)
2. Практическая часть:
— Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объёмными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребёнка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне».
3. Итог занятия
Выставка рисунков.
Педагог: О чём вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребёнком стихотворения В.Татаринова «Космонавт»
Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.
Самую лучшую выберу звезду
И в пути, конечно, я вспомню милый дом
И пятиконечные звезды над Кремлём.
Где планеты кружатся, мой корабль пройдёт.
Там со мной подружится солнечный народ.
И мальчишки местные встретятся со мной,
Я спою им песенку о Земле родной!
Цит. по: https://dohcolonoc.ru/cons/4601-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-posredstvom-tekhniki-risovaniya-grattag.html

Видео: комплексное занятие по теме «Космос»

Фотогалерея: детские работы в технике граттаж

Техника граттаж привлекает простотой исполнения и оригинальным эффектом. Поэтому она идеально подходит для занятий в детском саду. Задача педагога — подать их максимально интересно. Следуя простым инструкциям, дошкольники смогут создать настоящее произведение искусства и поверить в свои способности. Им захочется творить с помощью воскографии снова и снова.

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(19 голосов, среднее: 4.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Наш сегодняшний урок посвящён такой необычной технике, как граттаж или

воскография. Название техники происходит от французского слова gratter, что

переводится как «царапать, скрести». Работы в технике граттажа напоминают

ксилографии или линогравюры, только с них не делаются оттиски – это уже готовый результат творчества, а не заготовка, поэтому нет необходимости «отзеркаливать» изображение и ломать голову над тем, как не перепутать свет и тень.

Эту технику одинаково любят и взрослые и дети. Рисунок выполняется путём процарапывания слоя краски острыми инструментами, но не всё так просто. 

Давайте разбираться в тонкостях граттажа вместе.

Работы в технике граттаж можно разделить на несколько основных видов, в зависимости от используемых материалов:

Чёрно-белый – классический вариант, когда белый лист-основа покрывается

воском или парафином, а затем закрашивается верхним слоем чёрной туши или

гуаши. Так же можно использовать акриловую краску – она не будет пачкать руки

и не боится воды, после высыхания, но при процарапывании могут получиться

неровные края линий, поскольку акрил засыхает в виде тонкой полимерной плёнки.

После высыхания краски изображение процарапывается острой палочкой или

специальным резцом. Выразительность такая работа получает за счёт контраста и продуманных линий и штрихов.

Цветной – белая основа сначала раскрашивается акварельными красками или

масляной пастелью (можно воспользоваться восковыми мелками). Если

используется акварель, то обязательно наносится слой воска. Затем наносится

контрастный верхний слой краски.

Восковой – основа грунтуется воском или парафином. Как раз отсюда и появилось второе название техники – воскография.

Яичный – основа грунтуется яичным желтком, протёртым через мелкое сито.

Так же можно условно выделить два вида граттажей, в зависимости от цветовых решений:

  • Позитивный – самый распространённый вариант, когда основа значительно светлее основного фона.
  • Негативный – в этом виде наоборот основу делают тёмной, а фон закрашивается светлой краской. Здесь можно столкнуться с проблемой укрывистости краски, поскольку светлым оттенкам гораздо сложнее перекрыть тёмные и может понадобиться нанесение нескольких слоёв, чтобы основа не просвечивала сквозь неё.

Работа в этой технике создаётся поэтапно. За основу берётся лист гладкой плотной бумаги или картона. Его лучше сразу закрепить на поверхности малярным скотчем. Для небольших форматов удобно использовать канцелярский планшет.

Если мы выполняем чёрно-белый граттаж, то лист-основу сразу покрываем воском или парафином. Это можно сделать с помощью обычной свечи – нужно тщательно натереть ею лист, чтобы не оставалось никаких пробелов. Так же можно растопить немного парафина и нанести его на основу мягкой кисточкой. 

Такой способ гораздо быстрее натирания свечкой, но при плавлении парафина важно соблюдать технику безопасности, поскольку это очень легко воспламеняющийся материал.

Если мы задумали сделать цветной граттаж, то на основу нужно сначала нанести цветные пятна. Это можно сделать с помощью акварельных или гуашевых красок. Можно продумать сюжет и нанести цвета осознанно, а можно хаотично залить ими лист. Главное использовать яркие и светлые оттенки, чтобы они максимально выделялись на тёмном фоне. Обязательно даём краскам полностью высохнуть и покрываем воском.

Основу можно загрунтовать и масляной пастелью или восковыми мелками, тогда дополнительный слой воска не потребуется. Важно следить, чтобы мелки были равномерно и плотным слоем нанесены на лист. При необходимости можно растереть их салфеткой и выровнять грунт, а так же сгладить цветовые переходы.

После того, как восковая основа для работы готова, нам нужно нанести фон. Чаще всего используется краска или тушь чёрного цвета, но фон может быть и синим, и фиолетовым, в зависимости от вашей задумки. Главное, чтобы он контрастировал с цветом основы.

И тушь, и гуашь в чистом виде плохо ложатся на воск и скатываются в капли, поэтому их необходимо смешивать с небольшим количеством жидкого мыла. Так же можно использовать брусок хозяйственного мыла – сначала набираем на мокрую кисть краску, затем несколько раз проводим по мылу и только потом переносим краску на основу. 

С акрилом такие манипуляции не требуются. Краску нужно наносить мягкой кистью плотным слоем, покрывая каждый миллиметр листа. Обязательно дожидаемся, когда фон полностью высохнет.

Важный нюанс – при использовании для грунта яичного желтка, краску наносим только сухой кистью. Водой в этом случае краску разводить категорически нельзя.

Мы подготовили основу для своей картины и можно начинать творить волшебство.

Для работы над картиной нам потребуется подготовить несколько инструментов:

Специальный резец или карандаш для граттажа. Конечно профессиональные художники, занимающиеся воскографией постоянно, имеют в своём арсенале специфические инструменты, но начинающим вполне под силу обойтись подручными средствами. Прекрасно подойдут, например, деревянные палочки для маникюра, вязальная спица или пустой стержень от ручки – любые приспособления, которыми можно соскребать и царапать краску для создания рисунка.

Кисть-флейц с мягким ворсом – она пригодится для смахивания с работы

соскобленной краски. Не стоит стряхивать краску руками, поскольку можно

случайно повредить верхний слой или оставить на нём ненужные следы.

Пластиковый лоточек или папка, куда можно будет стряхивать мусор, чтобы потом не возникло сложностей с оттиранием восковой крошки со всех поверхностей.

Перед тем как начать рисовать граттаж, нужно тщательно продумать сюжет, поскольку в процессе исправить работу будет практически невозможно.

При создании сложного рисунка можно сначала нарисовать эскиз на простой бумаге и аккуратно перевести его на работу с помощью белой копировальной бумаги. Важно на этом этапе не повредить красочный слой и не оставить лишних следов.

Простые сюжеты можно начинать процарапывать сразу – сначала наметив тонкий контур, а потом поэтапно прорабатывая детали. Чтобы рисунок получился выразительным, используем линии и штрихи разной толщины и формы. Скрести инструментом нужно очень аккуратно, чтобы снимать лишь чёрный слой краски и не порвать картон или бумагу. Так же следим за тем, чтобы не было перегибов и заломов – это безвозвратно испортит работу.

В технике граттаж очень эффектными получаются архитектурные зарисовки, пейзажи и даже портреты. Интересной особенностью этой техники является то, что в отличие от графики мы штрихами прорисовываем свет, а тень оставляем нетронутой – это касается позитивного граттажа, когда фон изображения тёмный. 

Так при рисовании, например, группы цветов, контуры лепестков, которые перекрываются более близкими, мы процарапываем не вплотную к ним, а немного отступив и оставив место для тени.

Если приобщаем к творчеству детей, то в качестве сюжета можно выбрать цветы, изображения подводного мира, космические просторы, а можно дать волю воображению и процарапать абстрактные завитушки или геометрические узоры. 

Дети с удовольствием погружаются в процесс создания своих собственных шедевров, главное — не мешать им творить.

Рисование в технике граттаж – очень увлекательный и практически медитативный процесс. Пробуйте разные сюжеты, экспериментируйте с материалами и наслаждайтесь творчеством!

1.

Натюрморт в технике граттажа
Педагог : Багаутдинова П.И.

2.

Граттаж — способ выполнения
рисунка путём
процарапывания пером или
острым инструментом бумаги
или картона, залитых тушью.
Другое название техники —
воскография.
Произведения, выполненные в
технике граттажа, отличаются
контрастом светлых линий
рисунка и чёрного фона.
На этом слайде вы видите две
работы художника Демковой
Натальи, выполненные в технике
граттажа.

3.

Мы с вами сделаем
радужный граттаж. Т.е.
линии у нас будут не белого
цвета, а разноцветные.
Вам понадобится:
1) Лист А4 (плотная бумага)
2) Лист А4 (офисная бумага)
3) Восковые мелки
4) Карандаш, ластик
5) Шариковая ручка
6) Черная гуашь
7) Кисточка
8) Царапка (подойдет
шашлычная палочка или
стек для пластилина)
9) 2 скрепки

4.

Берем лист плотной
бумаги и
карандашом
волнообразными
линиями делим лист
на полосочки. Не
стоит делать волны
маленькими. Иначе
вам будет тяжело
раскрашивать.

5.

Теперь восковыми
мелками разных цветов
закрашиваем весь
лист. Можно
использовать все цвета,
кроме черного и
коричневого. Надо
прокрашивать весь лист
тщательно, без
пробелов. Иначе в
плохо закрашенных
местах мы не сможем
убрать черную краску.

6.

После того, как мы
весь лист тщательно
закрасили
восковыми
мелками, берем
черную гуашь и
большую кисть и
покрываем весь наш
радужный лист.

7.

Теперь черный листик мы
откладываем до полного
высыхания. А сами берем
тонкий листик а4 и рисуем
эскиз граттажа.
Сначала рисуем
горизонтальную линию стола.
Вазу начинаем рисовать с
эллипса (овал горлышка).
Потом рисуем общую форму.
Вы можете сделать вазу не
такой формы как у меня, а
какой-то своей.
Обратите внимание, что
внизу ваза заканчивается не
ровной линией, а
полукругом. Так мы
показываем, что это объемный предмет.

8.

Теперь начинаем
рисовать цветы.
Цветов должно быть
нечетное количество
(5,7,9). Лучше
нарисовать 7 цветков.
Можно придумать
какие-то свои цветки.

9.

Дорисовываем
лепестки цветочкам,
а затем добавляем
стебельки и листики.
Вазу полукруглыми
линиями делим на
полосочки.

10.

На столе нужно
дорисовать еще 2-3
фрукта для
композиции.
Я нарисовала
яблоко и грушу, но
вы можете
нарисовать что-то
свое.

11.

Теперь нужно
проверить, полностью
ли высох наш черный
лист. Если он не
пачкается — значит
высох, если пачкается,
то ждем до полного
высыхания.
А потом сверху на
черный лист кладем
наш эскиз и
закрепляем его двумя
скрепками по
верхнему и нижнему
краям.

12.

Теперь шариковой ручкой обводим весь рисунок.
Нужно продавливать его на нашу основу.

13.

После того, как весь
рисунок перевели,
снимаем листик с
эскизом. Главное,
чтоб переведенный
рисунок хоть слабо,
но был виден.

14.

Процарапывать
рисунок можно
шашлычной
палочкой, непишущей
ручкой, колпачком от
ручки или стеком для
лепки. Главное, чтоб
он хорошо
процарапывал .

15.

Таким образов мы
процарапываем
стол, предметы на
столе, вазу и цветы.
Стебли и листья
пока обводить не
надо.

16.

Теперь надо прорисовать розы. Первый этап
прорисовки, как у нижней розы, а потом как у
верхней.

17.

Теперь
процарапываем
стебли и листья.

18.

Теперь процарапываем
узоры на вазе и
прожилки в листиках.

19.

Цветы тоже
прорабатываем.
Некоторые части в
вазе и цветах мы
полностью очищаем
от черного. Грушу и
яблоко тоже очищаем
от черного и делаем
полосочки на
скатерти.
Ваша работа
закончена!

20.

Спасибо за внимание!
Жду ваши граттажи!

Слайд 2

Граттаж — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом

Граттаж — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги

или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.

Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом светлых линий рисунка и чёрного фона.
На этом слайде вы видите две работы художника Демковой Натальи, выполненные в технике граттажа.

Слайд 3

Мы с вами сделаем радужный граттаж. Т.е. линии у нас будут

Мы с вами сделаем радужный граттаж. Т.е. линии у нас будут

не белого цвета, а разноцветные.
Вам понадобится:
Лист А4 (плотная бумага)
Лист А4 (офисная бумага)
Восковые мелки
Карандаш, ластик
Шариковая ручка
Черная гуашь
Кисточка
Царапка (подойдет шашлычная палочка или стек для пластилина)
2 скрепки

Слайд 4

Берем лист плотной бумаги и карандашом волнообразными линиями делим лист на

Берем лист плотной бумаги и карандашом волнообразными линиями делим лист на

полосочки. Не стоит делать волны маленькими. Иначе вам будет тяжело раскрашивать.

Слайд 5

Теперь восковыми мелками разных цветов закрашиваем весь лист. Можно использовать все

Теперь восковыми мелками разных цветов закрашиваем весь лист. Можно использовать все

цвета, кроме черного и коричневого. Надо прокрашивать весь лист тщательно, без пробелов. Иначе в плохо закрашенных местах мы не сможем убрать черную краску.

Слайд 6

После того, как мы весь лист тщательно закрасили восковыми мелками, берем

После того, как мы весь лист тщательно закрасили восковыми мелками, берем

черную гуашь и большую кисть и покрываем весь наш радужный лист.

Слайд 7

Теперь черный листик мы откладываем до полного высыхания. А сами берем

Теперь черный листик мы откладываем до полного высыхания. А сами берем

тонкий листик а4 и рисуем эскиз граттажа.
Сначала рисуем горизонтальную линию стола. Вазу начинаем рисовать с эллипса (овал горлышка). Потом рисуем общую форму. Вы можете сделать вазу не такой формы как у меня, а какой-то своей.
Обратите внимание, что внизу ваза заканчивается не ровной линией, а полукругом. Так мы показываем, что это — объемный предмет.

Слайд 8

Теперь начинаем рисовать цветы. Цветов должно быть нечетное количество (5,7,9). Лучше

Теперь начинаем рисовать цветы. Цветов должно быть нечетное количество (5,7,9). Лучше

нарисовать 7 цветков. Можно придумать какие-то свои цветки.

Слайд 9

Дорисовываем лепестки цветочкам, а затем добавляем стебельки и листики. Вазу полукруглыми линиями делим на полосочки.

Дорисовываем лепестки цветочкам, а затем добавляем стебельки и листики.
Вазу полукруглыми

линиями делим на полосочки.

Слайд 10

На столе нужно дорисовать еще 2-3 фрукта для композиции. Я нарисовала

На столе нужно дорисовать еще 2-3 фрукта для композиции. Я нарисовала

яблоко и грушу, но вы можете нарисовать что-то свое.

Слайд 11

Теперь нужно проверить, полностью ли высох наш черный лист. Если он

Теперь нужно проверить, полностью ли высох наш черный лист. Если он

не пачкается — значит высох, если пачкается, то ждем до полного высыхания.
А потом сверху на черный лист кладем наш эскиз и закрепляем его двумя скрепками по верхнему и нижнему краям.

Слайд 12

Теперь шариковой ручкой обводим весь рисунок. Нужно продавливать его на нашу основу.

Теперь шариковой ручкой обводим весь рисунок. Нужно продавливать его на нашу

основу.

Слайд 13

После того, как весь рисунок перевели, снимаем листик с эскизом. Главное,

После того, как весь рисунок перевели, снимаем листик с эскизом. Главное,

чтоб переведенный рисунок хоть слабо, но был виден.

Слайд 14

Процарапывать рисунок можно шашлычной палочкой, непишущей ручкой, колпачком от ручки или

Процарапывать рисунок можно шашлычной палочкой, непишущей ручкой, колпачком от ручки или

стеком для лепки. Главное, чтоб он хорошо процарапывал .

Слайд 15

Таким образов мы процарапываем стол, предметы на столе, вазу и цветы.

Таким образов мы процарапываем стол, предметы на столе, вазу и цветы.

Стебли и листья пока обводить не надо.

Слайд 16

Теперь надо прорисовать розы. Первый этап прорисовки, как у нижней розы, а потом как у верхней.

Теперь надо прорисовать розы. Первый этап прорисовки, как у нижней розы,

а потом как у верхней.

Слайд 17

Теперь процарапываем стебли и листья.

Теперь процарапываем стебли и листья.

Слайд 18

Теперь процарапываем узоры на вазе и прожилки в листиках.

Теперь процарапываем узоры на вазе и прожилки в листиках.

Слайд 19

Цветы тоже прорабатываем. Некоторые части в вазе и цветах мы полностью

Цветы тоже прорабатываем. Некоторые части в вазе и цветах мы полностью

очищаем от черного. Грушу и яблоко тоже очищаем от черного и делаем полосочки на скатерти.
Ваша работа закончена!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Натяжной потолок своими руками пошаговая инструкция для начинающих с люстрой
  • Наушники 17s tws инструкция
  • Натуроник каштан инструкция по применению
  • Научиться стричь мужские стрижки дома машинкой пошаговая инструкция
  • Натуроник мастер горло инструкция